Дорога победы

Защита блокадного Ленинграда - отдельная героическая страница в Великой Отечественной войне. Поддерживать бойцов ленинградского фронта и жителей города помогала Дорога жизни - транспортная магистраль через Ладожское озеро. Она существовала в первые тяжелейшие годы блокады и смогла помочь защитникам города удержать натиск немецко-фашистских войск. Однако из-за того, что навигация осуществлялась по воде, а зимой по льду, объем перевозимых грузов был сильно ограничен. Значительно облегчить доставку грузов удалось лишь с февраля-марта 1943 года когда в строй вошла заменившая Дорогу жизни Дорога победы.

18 января 1943 года в ходе операции "Искра" войскам Волховского и Ленинградского фронтов удалось прорвать сухопутную блокаду Ленинграда и объединиться на левом берегу Невы. Был образован узкий наземный коридор шириной всего несколько километров, однако и это было большим достижением для ослабленного осаженного города. В тот же день Государственный комитет обороны принимает решение о постройке железнодорожной дороги, которая соединит Ленинград с "Большой землёй".

На строительство выделялось всего 20 дней, при том, что участок будущей дороги хорошо простреливался немецкой артиллерией, трасса пролегала через болотистые и лесные массивы, а так же пересекала реки. Наиболее сложным в постройке стал участок через Неву, который составил 1300 метров. Глубина реки в том месте достигала 6.5 метров, а течение составляло 2 метра в секунду. Чтоб справиться с ним, разработчики создали дугообразную форму моста вогнутую против течения. Несмотря на все трудности, строители справились с задачей на трое суток раньше намеченного срока.

Проложенная дорога и мост проектировались как временные и строились по упрощённым технологиям. Шпалы и рельсы укладывались прямо на промёрзшую землю. Сразу после открытия движения по этой трассе стали возводить более капитальный высоководный мост и дорогу от Шлиссельбурга до Поляны, которые прошли параллельно временным. Однако после постройки капитального полотна, временную трассу решили оставить как резервную, что позволило обеспечить беспрерывное сообщение с городом даже после разрушения отдельных участков пути.

Грузопоток составлял 300-400 составов в месяц. С начала ввода ветки в эксплуатацию и по декабрь 1943 года в Ленинград дошло 3105 поездов, а обратно вернулись 3076. В город доставлялись оружие, боеприпасы и еда. Некоторое время к составам даже прицепляли пассажирские вагоны. Из Ленинграда в обратном направлении вывозили заводское оборудование, материалы и эвакуировали людей.

Коридор от Ладожского озера до линии фронта составлял 8-11 километров. Для защиты Дороги победы от огня противника в феврале 1943 года была образованна специальная артиллерийская группа дальнобойной артиллерии Краснознаменного Балтийского флота, защиту от авиации осуществлял Ладожский дивизион ПВО. При всем старании врага уничтожить переправу советским войскам удавалось удачно осуществлять защиту Дороги. Так за весь период эксплуатации немцам удавалось лишь 12 раз повредить капитальный мост, а временный - лишь три раза. Суммарный перерыв в движении составов составил 31 суток для капитального и всего лишь 73 часа для временного.

Дорога победы внесла значительный вклад в дело обороны города. Её эксплуатация в значительной степени покрывала потребности города в самых необходимых товарах. Особый героизм в её организации проявили железнодорожники. Около 15 тысяч из них получили медаль "За оборону Ленинграда", что хорошо показывает масштаб этой нелёгкой операции.

Добавить комментарий

CAPTCHA
Вам небходимо ответить на вопрос ниже:
Y
i
t
i
u
a
Enter the code without spaces.